Находкинский велоклуб Воскресенье, 27.05.2018, 20:30

Приветствую Вас Гость
RSS

Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Друзья сайта
  • Создать сайт на beget.ru
  • Beget.ru - Лучший хостинг для сайтов!
  • Школа фридайвинга Deep People
  • Творческое объединение берег Грина
  • Вcеленная Hand Made
  • Ещё один блог
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    85 000 километров на велосипеде!
    Вызов обществу

    Случаи «экспериментов», ошеломляю­щих людей, изменяющих представление. о возможностях человека, с вызовом общепринятым нормам и представле­ниям, единичны. Очень трудно было со­вершить, казалось бы, немыслимое дело одиночкам. Но если имена доктора Але­на Бомбара и неутомимого странника Федора Конюхова широко известны, то этого не скажешь о Глебе Леонтьевиче Травине (1902-1979 годы). А ведь он совершил беспримерное сверхдальнее путешествие, полное риска, смертельных опасностей и приключений, вдоль грани­цы СССР общей протяженностью 85 ты­сяч километров на... велосипеде! Из них 40 тысяч - по Арктическому побережью без всякой поддержки и страховки!
    Никто не принимал намерения Тра­вина добраться на велосипеде от Коль­ского полуострова до Чукотки всерьез, считая это явно неосуществимой затеей. В паспорте-регистраторе Травина с от­метками об его прибытии в населенные пункты - около 500 печатей всех цветов, круглых, квадратных и овальных. На се­вере это Мурманск и Архангельск, остро­ва Вайгач и Диксон, Хатанга, Русское Устье и Уэлен.

    Начало пути
    Травин готовился к путешествию не­сколько лет с расчетом только на соб­ственные силы. У себя на родине, на Псковщине, он ездил в любую погоду и по любым дорогам. Отец-лесник еще в детстве научил его находить еду и ночлег в лесу и поле, питаться сырым мясом. Травин усиленно изучал географию и геодезию, зоологию и ботанику, слесар­ное дело и фотографию. Он закалял себя физически, участвуя в соревнованиях по плаванию и тяжелой атлетике, велосипед­ных и лодочных гонках. На Камчатке он строил первую электростанцию и работал на ней электриком. Все свободное вре­мя усиленно тренировался, испробовав себя и велосипед на горных тропах, на переправах через стремительные реки и в труднопроходимых лесах. Травин обо­рудовал велосипед двумя герметичными сумками, где хранилось все самое необ­ходимое для путешествия. Они служили также поплавками при переправах.
    10 октября 1928 года Травин начал свой неповторимый путь, полный различ­ных опасностей. В Уссурийской тайге его долго преследовал тигр: грозно рычал, трещал сучьями, но так и не решился на­пасть на странного зверя «на колесах». В Средней Азии Травин встречался с ко­брой, шакалами и двухметровым вара­ном. Все звери тайги, пустыни или тундры остерегались нападать на Травина. Их отпугивали блестящие никелированные спицы и ярко-красная окраска велосипе­да, масляный фонарь и трепещущий на ветру флажок. Главной опасностью были не звери, а испытания, требующие для их преодоления почти сверхъестественных способностей.
    Гибельный маршрут
    Выехав из Мурманска, Травин в июле 1930 года побывал на борту ледокола «Ленин», затертого льдами у Новой Земли в Карском море. На пресс-конференции, устроенной в кают-компании капитаном ледокола, он рассказал о своем путеше­ствии, начатом осенью: как проехал Кам­чатку и Дальний Восток, Сибирь и Среднюю Азию, Закавказье и Крым, запад России и Карелию и что намерен вдоль побережья Ледовитого океана вернуться на Камчат­ку. Когда в шесть часов утра он уходил с ледокола, вся палуба была забита людьми. Побывав на пароходе «Володарский», кото­рый застрял во льдах километрах в тридца­ти от ледофла, Травин направился дальше. Его путь лежал на Таймыр, о котором меч­тали многие мореплаватели.
    Невозможно подробно описать этот чудовищна длинный и тяжелый путь. Тра­вин проехал по побережью и льдам Кар­ского, Лаптевых и Восточно-Сибирского морей и вдоль пролива Лонга на Чукот­ку. При этом он пересек Байдарацкую и Обскую о|бы, Енисейский и Хатангский заливы, устья рек Лена, Оленек, Яна и Индигирка, еще не ставшей знаменитой Колыму и Клногие другие.
    Травин предпочитал ездить по льду. Он уходил от нагроможденных у берега то­росов в глубь океана и ехал по твердому снежному]насту с приличной скоростью. На Таймыре, переезжая реку Пясину, на тонком и скользком льду Глеб упал и про­ломил полынью. Он в промокшей и за­леденелой на морозе одежде только уси­лием воли с огромным трудом выбрался на берег там, где годы спустя вырастет город Норильск. Он видел кладбище мамонтов. Огромные бивни торчали прямо из земли на берегу океана.
    Побывал Травин на одном из Медве­жьих островов, Четырехстолбовом. На нем в бутылке на большом камне он нашел, но не стал трогать записку Руаля Амундсена, оставленную во время пла­вания на судне «Мод» в 1918-1920 годах, и положил рядом свою. Несколько дней Травин гостил на Индигирке в Русском Устье - селении из десятка рубленых изб, где жили русские охотники, промышляю­щие пушным зверем. По преданию, его основали поморы, прибывшие на кочах, еще во времена Ивана Грозного. Вместе с жителями села он ловил бандитов, убив­ших молодую учительницу-комсомолку, возвращающуюся из райцентра. Затем . Травин добрался до Уэлена на Чукотке и по берегу Берингова моря направился на Камчатку.
    Умение выжить
    Самым рискованным и опасным был путь по льдам Ледовитого океана и его по­бережью. В бескрайних просторах этого района гибли или пропадали бесследно экспедиции, хорошо экипированные и снабженные всем необходимым для жиз­ни в этих суровых и безжалостных краях, не прощающих малейшей оплошности или ошибки. Двигаясь к намеченной цели, Травин каждый день держал экза­мен, и его жизнь часто висела на волоске.
    Иногда сутками бесновалась и дико за­вывала пурга. Ветер был такой силы, что с гор летели галька и мелкие камни. Глеба выручали несгибаемая сила духа, желез­ное здоровье и непоколебимая уверен­ность в себе. В разных климатических условиях - в Арктике, тайге или пустыне - он жил и действовал по-своему, учился у людей и зверей. Как ни сурова зима в прибрежных арктических льдах, жизнь там полностью не замирает. При сильных морозах с гулом трескаются льдины, и вместе с водой в трещины устремляют­ся рыбы. Травин наловчился ловить их крючком, сделанным из велосипедной спицы. На день ему хватало двух рыбин. Одну он съедал сразу, свежей, другую по­том - мороженую, как строганину. В его меню входило и сырое мясо. У местных охотников он научился стрелять тюленей и моржей, диких оленей и песцов. Пищу Травин принимал два раза в сутки, в шесть утра и шесть вечера. Восемь часов ехал, восемь спал, остальное время ухо­дило на поиск пищи, устройство ночлега и дневниковые записи. Путешественник сам себе сделал операцию, спасая от гангрены обмороженные ноги. Движе­ние к цели и окружающая красота приро­ды наполняли его радостью и силой.
    Именитые очевидцы
    На Арктическом побережье его встре­чали многие знаменитые в те годы лич­ности. Герой Советского Союза полярный летчик Б.Г. Чухновский видел Травина у Новой Земли и на острове Диксон. С ле­докола "Ленин" летчик спустился вместе с ним по штормтрапу на лед и сфотогра­фировал путешественника на прощанье. Известный гидролог, руководитель Кар­ской транспортной экспедиции профес­сор Н.И. Евгенов встречался с ним в бух­те Варнек на Югорском Шаре и назвал самоубийцей.

    Глеб Травин среди моряков Петропавловск- Камчатского военно-морского гарнизона. 1959 год

    Командующий полярной авиацией М.И. Шевелев подтверждал, что Травина на велосипеде видели в устье Енисея, где зимой не остаются даже волки и все жи­вое уходит на юг, от морозов и метелей. Первый радист Чукотки И.К. Дужкин гово­рил о прибытии путешественника на «же­лезном олене» в Уэлен, где в июле 1931 года комсомольцы установили памятный знак на мысе Дежнева в честь Травина. А он направился в Авачинскую бухту на Камчатке, откуда начал свой поход.

    Карта-схема путешествия Глеба Травина

    Настоящий рекорд!
    Травин никогда не жалел, что отпра­вился в это экстремальное путешествие. Все меркло перед красотами окружающей его дикой природы, первозданной радостью бытия и осознанием своих сил. Путешественнику помогали совсем незнакомые люди. Старый якут согнул на огне и отдал ствол норвежской вин­товки для замены треснувшего руля. В Русском Устье Глеб побывал в каждом доме. Его угощали лепешками из икры, строганиной и кирпичным чаем, рас­спрашивали о теплых краях и жизни в стране. На его пути попадались охотни­чьи землянки, срубы или яранги, обло­женные дерном, в которых, по неписа­ным законам Севера, были запас дров и немного пищи.
    Редкие смельчаки в разные годы пы­тались повторить путь Травина, хотя бы частично. На мысе Дежнева на Чукотке стоит памятник отважному путешествен­нику. Велосипед, нехитрое снаряжение и документы, рассказывающие о невероятном путешествии - настоящем рекорде этого удивительного человека, - хранятся на его родине, в Псковском музее-заповеднике.

    Травин (слева) возле своего велосипеда в музее


    Валерий КУКАРЕНКО
    Источник: Журнал "Тайны ХХ века №"
    Категория: Мои статьи | Добавил: bgrin (07.02.2014)
    Просмотров: 154 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz